Вход на сайт
 
Навигация по сайту

Популярные статьи
» Ольховская Влада - Синдром...
» Прокофьев Роман, Стрельцов Александр...
» Соболянская Елизавета - Диссертация...
» Большаков Валерий - Меч Вещего...
» Павлищева Наталья - Екатерина...
» Маханенко Василий - Лес желаний (АудиоКнига)
» Донцова Дарья - Летучий самозванец...
» Краснов Антон - Наследник. Поход по...
» Грин Джордж Доус - Присяжный...
» Степанов Николай - Легко! (Аудиокнига)

Облако тегов
фантастика, Интернет книга, рецепты, журнал, MP3, ремонт, Скачать книгу, home, электронная книга, компьютер, авто, скачать бесплатно, тест, interior, Скачать электронную книгу, Книга, design, художественная аудиокнига, история, скачать, литература, Аудиокнига, Почитать, Книги, квартира, Литература скачать, техника, Здоровье, аудиокниги, женский, e-book, мода, бесплатно, дача, кулинария, стиль, Русская книга, сад, детектив, фэнтези

Показать все теги

Архив новостей
Sep 2020 (109)
Aug 2020 (392)
Jul 2020 (381)
Jun 2020 (319)
May 2020 (349)
Apr 2020 (176)

Реклама

Bestseller » Фантастика » Иван Ефремов
Рекламный блок

Иван Ефремов Bestseller » Фантастика » Иван Ефремов

Иван Ефремов

1907 - 1972

Ефремов, И.А. ЕФРЕМОВ, Иван Антонович (наст. отчество - Антипович) (1907-1972). Видный рус. сов. прозаик, ученый-палеонтолог и оригинальный мыслитель, известный также произв. др. жанров; основоположник и классик нов. сов. НФ, влияние к-рого на ее развитие в 1960-х гг. трудно переоценить. Род. в д. Вырица (Царско-Сельского у. Петербург. губ., ныне - Ленингр. обл.), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, но не окончил его, работал в Геол. музее АН, участвовал в геол. и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного ф-та Ленингр. (ныне - СПБ) горного ин-та заведовал лабораторией Палеонтологического ин-та АН и руководил неск. экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби). Основатель тафономии - науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков. Д-р биол. наук, проф., Лауреат Гос. премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Чл. СП. Первая НФ публикация - "Встреча над Тускаророй" (1944). НФ тв-во Е., оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет сов. НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней (в сер. 1950-х еще связанной идеологическими клише фантастики "ближнего прицела") поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Е. его последний (во мн. смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из сов. лит-ры, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и писательский авторитет Е. среди поколения сов. НФ, пришедшего в лит-ру вместе с ним, "школы Е." так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными "последователями" и "душеприказчиками"). М.б., свою роль в этом лит. одиночестве сыграли и определенные черты характера писателя, его - вполне естеств. для автора утопий - нравственный ригоризм и проповедуемые идеалы "нов. Ренессанса", а также безусловно доминировавший в его произв. философ, соц. мыслитель (в ущерб художнику). В целом, Е. остается одной из самых ярких и противоречивых фигур в истории нов. сов. НФ лит-ры. Начав с НФ р-зов и повестей "на грани возможного", большинство к-рых составило сб. - "Встреча над Тускаророй" (1944), "Пять румбов. Рассказы о необыкновенном" (1944), "Белый Рог" (1945), "Тень минувшего" (1956), "Алмазная труба" (1946; доп. 1954), "Рассказы о необыкновенном" (1946), "Рассказы" (1950), "Звездные корабли" (1953), "Озеро Горных Духов" (1954), "Великая Дуга" (1956), "Бухта Радужных Струй" (1959), "Юрта Ворона" (1960), "Сердце Змеи" (1964; др. состав - 1967; др. состав - 1970), - Е. не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела ". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантаст. идеи, сколько "общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Е. черпал замыслы как из разл. наук, так и из нар. легенд - "Телевизор капитана Ганешина" (1944; др. - "Атолл Факаофо") , "Встреча над Тускаророй" , "Ак-Мюнгуз (Белый Рог)" (1945) и др. Во мн. р-зах - "Бухта Радужных Струй" (1944) , "Румб второй. Дены-Дерь" (1944; др. - "Тайна Горного Озера"; др. - "Озеро Горных Духов"), "Олгой-хорхой" (1944; др. - "Аллергорхой-Хорхой") , "Голец Подлунный" (1944) и др. - необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время професс. подготовка Е. обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет р-за "Тени минувшего" (1945; др. - "Тень минувшего") подтолкнул сов. ученого Ю.Н. Денисюка к изобретению голографии . Также выделяются р-зы: "Катти Сарк" (1944), "Обсерватория Нур-и-Дешт" (1944); из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в к-ром Е. обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и "Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)" (сокр. 1959; доп. 1960). Начиная с повести "Звездные корабли" (1947; 1948), творческая мысль Е. решительно выходит на широкий космич. простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики "на грани возможного". Конкретный сюжет повести - находка кости динозавра с загадочной пулевой пробоиной, затем - черепа человекоподобного инопланетянина и его "портрета", - послужил отправной точкой гл. филос. построения Е.: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по к-рым идет эволюция на разл. планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физ. облик и психол. конструкцию - "гуманоидность" - для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы - "Великого Кольца" цивилизаций. Несмотря на явный антропоцентризм идеи Е., писатель посвятил худож. пропаганде ее все два послед. десятилетия. Квинтэссенцей соц. и филос. размышлений Е. о далеком будущем, определившей нов. этап развития отечественной НФ, стала масштабная и беспрецедентная в сов. лит-ре утопия - роман "Туманность Андромеды" (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью "Звездные корабли" объединен в один том - "Туманность Андромеды. Звездные корабли" (1965); откровенно неудачно экранизирован . Нач. публикации романа в год Спутника и в разгар хрущевской "оттепели" возвестило о смелом прорыве границы "ближнего прицела ". Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в послед. изд. Е. остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ "производственными проблемами" или разоблачением происков бурж. агентов. Широкими мазками, подменяя (иногда сознательно) худож. анализ поп. "лекциями", писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, об-во, населенное принципиально нов. людьми . Они решили большинство известных современникам Е. соц. и тех. проблем , перестроили планету, превратив ее в цветущий сад , вышли к звездам , влились в "Великое Кольцо" коммуникаций с иными цивилизациями , готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость "межзвездной связи" . Гл. новаторство Е., однако, заключалось не в науч. и тех. дерзости его идей: впервые в сов. НФ так смело и широко говорилось о физ. и духовном совершенстве жителей утопии, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке "утопистами" всей предшествовавшей истории человечества. Иными словами, обо всей сфере человеч. отношений, худож. анализируемых "мягкой" (гуманитарной) НФ . Высоко подняв планку "сов. утопии", Е. сам еще лишь дважды возвращался в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим: в полемическом ответе "Первому контакту" М.Лейнстера - повести "Сердце Змеи (Cor Serpentis)" (1959), герои к-рой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты . Вторым и последним стал масштабный, многослойный и во мн. спорный роман "Час Быка" (сокр. 1968; доп. 1970), вышедший под занавес творческого и жизненного пути Е. и знаменовавший собой изменения во взглядах писателя, неизбежные за прошедшее десятилетие, во всяком случае ставивший знак вопроса на постоянно декларируемом "соц. оптимизме Е." . Конец "оттепели", окончательный крах "коммуно-утопических" идеалов нач. 1960-х гг. привели к тому, что в далеком. будущем по Е. появилась естеств. и неизбежная "сестра" утопии - антиутопия. Автор благоразумно поместил ее на "край Вселенной" - планету Торманс (название заимствовано, видимо, у Д.Линдсея ), куда, на заре межзвездных перелетов, "занесло" один из "звездных ковчегов" последних представителей классово разделенной Земли, и куда - также случайно - попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в "Туманности Андромеды"). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной. катастрофе , и тех. и "идеологически" более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: "невмешательство"-"прогрессорство "; герои Е., хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж - филос.-футурологический, мифол., даже религ. и непривычно (для сов. НФ) эротический , обильно раскиданные по тексту ссылки на "амер. империализм и кит. ревизионизм" не обманули бдительных цензоров . Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати (возвращение его в б-ки, к читателям состоялось только с нач. "перестройки"). В промежутке между своей гл. утопией и гл. антиутопией Е. выпустил во мн. отношениях экспериментальную (и лишь отчасти удавшуюся) книгу - "Лезвие бритвы. Роман приключений" (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964), интересную, хотя и рискованную попытку создать "книгу для всех" (от массового малообразованного читателя до интеллектуала). На фоне авантюрного сюжета - разгадки тайны древней короны из неизв. металла, найденной на дне океана, гл. герой - врач и психолог Гирин - занят собственным "интеллектуальным детективом": исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с тв-вом и генетической памятью . Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву науч., историко-филос., эстетических концепций Е., развитых в его фантаст. книгах. В этом же контексте воспринимаются и историч. произв. писателя : р-з "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960), дилогия - повести "На краю Ойкумены" (1949) и "Путешествие Баурджеда" (1953); объединены в один том - "На краю Ойкумены" (1956; др. - "Великая Дуга"); вместе со "Звездными кораблями" объединена в один том - "На краю Ойкумены. Звездные корабли" (1959); и объемный роман "Таис Афинская" (фрагм. 1972 - "Рок Персеполиса"; сокр. 1972; 1973), в центре к-рого - яркий образ др.-греческой куртизанки . Все худож. произв. Е. включены в два Собр.соч. писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89). Вл.Б., Вл.Г. Лит.: Е.Брандис , В.Дмитриевский "Через горы времени. Очерк творчества Ивана Ефремова" (1963). П.К. Чудинов "Иван Антонович Ефремов" (1987).

Произведения

Афанеор, дочь Ахархеллена - Читать - Скачать
Атолл Факаофо - Читать - Скачать
Час быка - Читать - Скачать
Алмазная труба - Читать - Скачать
Адсское пламя - Читать - Скачать
Наука и Научная фантастика - Читать - Скачать
"Хорошего в человеке много..." - Читать - Скачать
"Катти Сарк" - Читать - Скачать
Голец подлунный - Читать - Скачать
Встреча на Тускаророй - Читать - Скачать
Бухта радужных струй - Читать - Скачать
Белый рог - Читать - Скачать
 
Другие новости по теме:

  • Любенко Иван - Убийство на водах (Аудиокнига) декламатор Шевелёв Иван
  • Введенский Валерий, Погонин Иван, Свечин Николай - Повседневная жизнь петербургской сыскной полиции. Том 1 (Аудиокнига)
  • Ланцов Михаил - Иван Московский. Первые шаги (АудиоКнига)
  • Охлобыстин Иван - Улисс (Аудиокнига)
  • Набокова Юлия - Иван-Царевич для Снегурочки (Аудиокнига)


  • Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте | Статистика Copyright © 1998 - . Bestseller All Rights Reserved